Marylin.ru

Мобильная связь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Затакт в музыке

Значение слова затакт

Затакт в словаре кроссвордиста

затакт

Затакт Зата́кт (в музыке) — неполная доля такта, предшествующая первой доле последующего такта. «Затактом» («затактовой фигурой» или «анакрузой»), также называют один или несколько звуков в начале пьесы, которые записываются перед первой тактовой чертой.

м.
1) Неполный такт, ноты до первой тактовой черты в пьесах или музыкальных отрывках, начинающихся не с первой доли такта (в музыке).
2) Предупредительный жест дирижера перед началом исполнения.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Словарь русского языка Лопатина

затакт м.
1) Неполный такт, ноты до первой тактовой черты в пьесах или музыкальных отрывках, начинающихся не с первой доли такта (в музыке).
2) Предупредительный жест дирижера перед началом исполнения.

Толковый словарь Ефремовой

затакта, м. (муз.). Одна или несколько нот, стоящие впереди начального такта (см. такт
1).

Толковый словарь русского языка Ушакова

начало музыкального произведения или его части со слабого времени (слабой доли), образующее неполный такт. См. Такт.

Современный толковый словарь, БСЭ

I м.Неполный такт, ноты до первой тактовой черты в пьесах или музыкальных отрывках, начинающихся не с первой доли такта ( в музыке ) . II м.Предупредительный жест дирижера перед началом исполнения.

Большой современный толковый словарь русского языка

(итал. anacrusi, франц. апасrouse, нем. Auftakt, англ. upbeat), начало музыкального произведения или какой-либо его части (построения) со слабого времени. В начале сочинения З. образует неполный такт (см. Метр ). В простых размерах по длительности обычно не превышает половины такта.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

неполный такт, с которого начинается музыкальная фраза, мелодия

Надо было с чего-то начать, и я выбрал Рим как непосредственный затакт Европы, не говоря уже об исконно римских «генах» будущей научности: воле к власти и

Транслитерация: zatakt
Задом наперед читается как: ткатаз
Затакт состоит из 6 букв

Затакт в музыке

Если вы проработали предыдущий материал, то можно вас поздравить: основную часть нотного письма вы уже освоили! Теперь мы начинаем изучать не менее важную тему: ритм и всё, что с ним связано. Итак:

Вы уже знаете, что у звука (ноты) есть важное для музыки свойство: длительность. Также в предыдущих уроках мы рассматривали в качестве примеров части мелодий. Буквально 1 — 2 такта, но этого достаточно, чтобы убедиться, что ноты играются последовательно, как написаны: слева направо. Последовательное построение длительностей звуков (нот) называют ритмом (прочитайте по очереди, слева направо длительности мелодии, представленной ниже — это и будет ритмом).

Длительности звуков (нот) могут объединяться в так называемые ритмические группы, «>фигуры . В данном примере красными скобками выделены ритмические группы:

Рисунок 1. Ритмические группы

Акцент

Прослушивая песню, человек часто отстукивает ритм ногой, ритмично покачивает головой, пританцовывает. Человек может двигаться «в такт» музыке, потому что музыка как бы равномерно пульсирует. Звуки (ноты), на которые выпадает такая пульсация (т.е. тот самый момент, когда человек, к примеру, делает одно движение головой под музыку) — это акцентированные ноты. А само такое выделение звуков называется «>акцентом . Часть такта, которая содержит акцентированные звуки, называется сильной «>долей . Части такта, не имеющие акцентов, называются слабыми долями

Как правило, самый сильный акцент приходится на первую долю такта. Второй по силе — на середину такта. Самая слабая доля выпадает на конец такта. На рисунке мы показали сильные и слабые доли такта при размере 4/4. Давайте рассмотрим их

Рисунок 2. Акцентированные ноты

Обратите внимание: под некоторыми нотами есть знаки, которые мы ещё не изучали. Знаком «» обозначают акцентированную ноту. Знаком «» обозначают сильно акцентированную ноту. Вместе с мелодией простучите её ритм. Вы будете отстукивать акцентированные и сильно акцентированные ноты.

На рисунке 2 сильные и слабые доли равномерно чередуются. Такое чередование называют метром.

Размер

В одном из первых уроков мы вкратце коснулись понятия размер произведения. Напоминаем: размер — это то, что на рисунках данного урока обозначено, как « 4 /4» (справа от скрипичного ключа). Сейчас мы можем дать уже вполне научное определение термину «размер произведения».

Снова вернёмся к рисунку 2. Смотрим на ноты слева направо, начиная с самой первой (нота «ре»). Под ней стоит знак «сильно акцентированная нота». Длительность ноты — четверть. Получается, что это сильная доля длительностью в четверть. Далее идёт слабая доля. Длительность — тоже четверть. Затем сильная доля и слабая доля. Длительность каждой составляет четверть. В итоге у нас в один такт укладывается 4 доли длительностью в четверть каждая. Именно это и записано при ключе: 4/4 (первая, то есть верхняя на нотном стане цифра «4» обозначает количество долей в такте, вторая цифра «4» — длительность каждой доли, поэтому мы читаем размер так: «четыре четверти»).

Вы уже знаете, что такое такт. Обратите внимание, что такт — это ещё и отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Теперь вы знаете полное определение такта.

Затакт

Если музыка начинается со слабой доли, то самый первый такт — неполный. Это затакт. Как правило, последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей первого и последнего тактов составляла ровно такт. Заметим, что затакт может встречаться и в середине произведения. Пример затакта:

Читать еще:  Песня по картинке с ответами

Рисунок 3. Затакт

Чтобы было проще услышать затакт, мы добавили к музыкальному сопровождению этого рисунка ещё одну дорожку. На рисунке она не отображена. Первый такт — неполный. Общая длина его — четверть (сумма двух восьмых). Это и есть затакт. А последний такт (половина с точкой) дополняет первый так, что суммарная длительность обоих тактов равняется 4/4 (целой ноте).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со статьёй «Сильные доли».

Итоги

В этой статье мы дали много материала. Если что-то недопоняли — не расстраивайтесь. В дальнейшем мы будем снова использовать изученные понятия и, при необходимости, комментировать их. Так что разберёмся!

Вы теперь знаете такие понятия, как ритм, сильные и слабые доли, затакт

О ритме: метр, такт и размер в музыке

О ритме: метр, такт и размер в музыке

Музыка, в отличие от шума, определённым образом организована во времени: звуки и паузы разной длительности чередуются и сочетаются между собой и образуют структуру – музыкальный ритм.

Ритм (от греческого глагола ῥέω – течь) – это особая система, которая помогает соотнести звуки и паузы в их движении (протекании во времени) и связать их между собой. Без ритма музыка превращается в несвязный шум.

Основной мерой движения музыки является пульс, подобные сердцебиению равномерные удары. Пульс не записан в нотации и часто даже не слышен явно, но его всегда можно ощутить: точно также мы чувствуем, но не слышим, удары собственного сердца.

Чтобы измерить пульс музыки, его удары нужно сосчитать. Каждый удар пульса будет называться метрической долей. Доли неравнозначны: сильная доля выделяется акцентом и группирует вокруг себя слабые доли, совсем как ударные и неударные слоги в слове. Такое выделение необходимо для восприятия, иначе музыка будет казаться ‘’плоской’’ и невыразительной.

Чередование сильных и слабых долей в музыке называется метром (от слова измерять), а сами доли – единицами музыкального метра.

Ритм и метр в музыке – понятия близкие, но не тождественные. Метр можно назвать основой ритма: ритм подчинён его равномерной пульсации, а любая ритмическая конструкция состоит из чередующихся метрических единиц.

Отдельно взятый отрезок метра между двумя сильными долями в музыке носит название такт, а количество единиц метра в такте – музыкальный размер. На нотном стане каждый такт выделен тактовой чертой. В нотной записи метр обозначается именно в виде размера: в начале первого такта пьесы стоит дробное число. Можно сказать, музыкальный размер – это цифровое выражение метра в музыке.

Такт, темп и длительность

Пульсация метра часто неуловима, но его удары следуют с определённой скоростью. Эта скорость чередования долей в музыке называется темпом (от лат. Tempus – время) и может быть точно измерена с помощью специального устройства-маятника – метронома. Метроном был создан для точного подсчёта количества ударов в минуту. Однако, ещё до изобретения устройства, сложилась классическая система классификации темпа, основанная на субъективном ощущении движения музыки. В нотной записи традиционно используются описательные определения темпа и его изменений – прилагательные итальянского языка. Некоторые из них: adagio (медленно), andante (не спеша), moderato (умеренно), presto (очень быстро).

Длительности нот и пауз

Длительность доли не связана с привычными мерами времени (секундами или минутами). Её протяжённость определяется только в рамках исполняемого музыкального произведения согласно его темпу.

Длительность доли составляет продолжительность звучания одной ноты (или паузы) или её дробной части: половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и так далее. Длина звучания графически отображена в нотной записи.

Длительности нот могут объединяться. Из двух (или больше) коротких нот путём сложения их длительностей может получиться одна длинная. Такой приём в музыке называется лига и в нотной записи обозначается вогнутой вниз дугой:

Паузы в музыке также имеют выраженную продолжительность. Длительность музыкальной паузы отражена в нотной записи аналогично длительности нот.

Длительность такта в музыке определяется на слух и соответствует длительностям составляющих его долей – звуков и пауз.

Размер такта

Соотношение количества долей с их длительностью является размером такта. На листе размер выписан дробью в начале первого такта, где числитель – это количество долей в каждом такте, а знаменатель – примерная длительность звучания одной доли.

Например: в размере 2/4 число 2 будет означать, что в одном такте произведения две доли, длительность каждой будет равна четвёртой части длины целой ноты. Длительность звучания ноты условная и основана на ощущении.

Размер такта – это размер метра на одном его участке, от одной сильной доли до следующей.

Неполный такт и синкопа

Если музыкальное произведение начинается со слабой доли, то первый такт будет называться неполным. В начале произведения неполный такт носит название затакт. Обычно затакт уравновешивается неполным тактом в конце произведения таким образом, чтобы сумма долей в двух неполных тактах равнялась одному полному. В середине произведения также может встречаться затакт.

Читать еще:  Живые обои реагирующие на музыку

Смещение акцента с сильной доли на слабую внутри такта называется синкопой. Ударение в такте может перемещаться свободно, с опережением или запаздыванием относительно пульсации метра.

Затакт и синкопа используются, чтобы изменить положение в такте сильных и слабых долей и сместить акцент в пульсации метра. Эти приёмы служат средством ритмической выразительности.

Метр и размер. Простые и сложные метры.

В соответствии с количеством долей в такте размеры метра можно условно разделить на два типа: простые и сложные (или составные).

Простые метры

Простые метры могут быть двудольными и трёхдольными.

Метр называют двудольным, если сильная и слабая доля в нём повторяются через одну, он звучит чётко, размеренно и прямо, похож на шаг или марш: РАЗ-два-РАЗ-два и т.д.

Для трёхдольного метра характерно повторение одной сильной доли через две слабые:

РАЗ-два-три-РАЗ-два-три и т.д. Он слышится более плавным, сглаженным, будто покачивающимся. Трёхдольный тип метра характерен, например, для вальса.

Сложные метры

Сложные метры возникают при соединении двух или нескольких простых, поэтому их также называют составными. Это соединение можно наглядно изобразить вот так:

Благодаря такому склеиванию сложный метр состоит из нескольких сильных долей, их число соответствует количеству простых метров составляющих сложный. Первая доля составного метра акцентируется сильнее других, поэтому сильной долей обозначается она. Таким образом, менее сильные доли именуются относительно сильными. Размеры, передающие сложные метры, называют сложными размерами.

Сложные музыкальные размеры могут быть:

а) однородными

В таком размере сочетаются одинаковые простые метры.

Например: 4/4 = 2/4+2/4; 6/4 = ¾+¾; 8/4 = 2/4+2/4+2/4+2/4 и так далее.

Сильные доли в однородном размере чередуются последовательно и образуют строгую метрику.

б) смешанными

В них сочетаются разные простые размеры.

Например: 8/4=2/4+¾+¾; 5/6 = 2/6+3/6; 8/8 = 2/8+3/8+3/8 и так далее.

Порядок чередования метров в смешанном размере имеет значение, так как сильные и относительно сильные доли также чередуются, смещаются, и могут следовать неравномерно. В таком случае, рядом с основным значением размера, в нотной записи дополнительно прописывают последовательность простых метров в такте.

Неравномерная последовательность долей,сильных и слабых, образует свободную метрику.

в) Переменными. Так называются размеры, которые меняются по ходу произведения. Если такое изменение равномерно, то в начале нотной записи указывают два размера. В ином случае, размер указывается несколько раз по мере надобности.

Сочетание нескольких разных размеров в музыке называется полиметрией.

Метры разных размеров и их сочетания позволяют добиться выразительной изменчивости пульса. Пульсация метра вьётся и изгибается, создавая ритмический узор.

Музыкальный ритм

Музыка имеет выраженную упорядоченность во времени: разделённая на такты комбинация звуков и пауз разной длительности и размерности, подчёркнутых акцентами. Из этих элементов складывается музыкальный ритм. Ритм подобен рисунку или узору, который нанесён на координатную сетку метра – такты разных размеров соединяются и образуют ритмические фигуры. Ритмический рисунок, который, собственно, и представляет собой музыкальный ритм, складывается из таких ритмических фигур. Ритм – одно из главных выразительных средств в музыке.

Мелодии может и не быть, но ритм присутствует всегда. Гармонии и мелодии существуют внутри ритмических построений, подчинены музыкальному ритму. Ритм определяет восприятие произведения, его настроение и жанровую принадлежность.

Можно сказать, что музыкальный ритм – это основа музыки. Для музыканта крайне важно развить в себе чувство ритма и понимание ритмических построений.

Такт (музыка)

Такт (лат. tactus — касание; позднелат. значение — толчок, удар) — единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе.

Содержание

Такт в нотной записи

В нотной записи такт — совокупность нот и пауз, заключённая между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотном стане.

Такт определяется количеством и типом его метрических единиц — долей, количество и тип долей обозначаются размером такта. В нотной записи размер указывается после ключа в начале музыкального произведения (или такта, начиная с которого он изменился), условно, в виде обыкновенной дроби (например, «3/2», «2/4», «6/8», «4/4» и т. п.) или её условного обозначения ( эквивалентен 4/4, эквивалентен 2/2). В числителе указывается количество долей, а в знаменателе — их относительная длительность.

В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперёк нотного стана, которая называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей.

Если произведение начинается со слабой доли, то в начале образуется неполный такт, который называется затактом. В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед его любой частью. По традиции, произведения, начинающиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим затакт. Даже когда для завершения не остается нотного материала, затакт часто дописывается паузами.

В конце, а иногда и по окончании части произведения, ставится двойная тактовая черта. Двойная тактовая черта с жирной чертой (заключительная тактовая черта) обозначает конец произведения.

Ритм, метр и темп

В музыке звуки организованы во времени, эта организация определяется двумя понятиями: ритм и метр. Существует несколько подходов к пониманию соотношения этих терминов. Согласно одному из них:

Читать еще:  Песня полины гагариной выше головы

Ритм — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени. Можно сказать, что метр — это координатная временная сетка, на которую накладывается ритмический рисунок произведения. Его можно сравнить с ударами невидимого метронома, задающего ход времени музыкального произведения, в который вписываются звуки (ноты). Как правило, большинство музыкальных произведений имеют постоянный метр.

Метр — понятие абстрактное, и в музыкальном произведении метр может быть никак не выражен звуками (нотами) — он существует лишь в воображении музыканта и слушателей. Ритм же, в отличие от метра, не абстрактен, и выражается реально звучащими звуками (нотами).

Однако, даже зная метр и ритмический рисунок, ничего нельзя сказать об абсолютной длительности каждой нот и долей (например, в секундах). Ведь один и тот же ритмический рисунок может быть исполнен в разном темпе. Только зная темп, можно говорить об абсолютной длительности нот и долей.

Доля, акцент и синкопа

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.

Доля — это один удар «невидимого» метронома. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной по сравнению со слабыми долями громкостью.

Акцент — выделение громкостью (или другим образом) определённой доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли.

Сильная доля такта — это доля, на которую делается самый большой акцент в такте, она может быть расположена не только в начале такта. Например, в польском танце «мазурка» акцент на вторую долю сохраняется с начала до конца произведения. То же можно сказать о четырёхдольных стилях фламенко (тангос, тиентос ru es, тангильос и другие), акцент в которых всегда делается на вторую и четвертую доли такта, остальные доли более слабые.

Сильная доля и акцент — не одно и то же. Акцент — явление временное, он может возникать на любую долю, в зависимости от желания композитора или характера конкретного произведения, а сильная доля имеет постоянный характер, но может располагаться в разных местах такта, в зависимости от ритмической структуры стиля. Первая доля не может считаться сильной по умолчанию, так как для этого нет оснований, ритмический отрезок музыки может стабильно начинаться со слабой доли.

Синкопа — смещение акцента с сильной доли на слабую.

Тактовый размер

Метр и размер — это почти одно и то же, между ними очень тонкая разница. Метр — обобщенный термин для указания характера чередования сильных и слабых долей в такте в общем без учёта длительности каждой доли. Размер же — конкретное «числовое» значение метра для музыкального произведения с указанием длительности доли. Например, обозначение размера «3/4» означает постоянное чередование одной сильной и двух слабых долей с длительностью каждой доли в четвертную ноту. Все нижесказанное о метрах будет справедливо и для размеров.

Размер определяет метр и длительность каждой доли в произведении (или в отдельном такте). В большинстве произведений все такты имеют одинаковый размер (указываемый в начале произведения). В музыке со смешанным размером в начале разных тактов могут быть указаны разные размеры, говорящие об изменении типа ритмического рисунка в последующих тактах.

Метры делятся на:

Простые метры

Простые метры — это двухдольные или трёхдольные метры, имеющие одну сильную долю (акцент).

Двухдольный метр — метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через одну долю (состоит из одной сильной доли и одной слабой). Эти метры выражают такие размеры, как «2/2», «2/4» и «2/8».

Трёхдольный метр — метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через 2 доли (состоит из одной сильной доли и двух слабых). Эти метры выражают такие размеры, как «3/2», «3/4», «3/8», реже встречается «3/16».

Сложные метры

Сложные (составные) метры — метры, полученные при слиянии двух и более простых метров. Благодаря этому сложный размер может иметь несколько сильных долей, количество которых соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.

Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной. А доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.

Наиболее часто используемые сложные размеры для выражения сложных метров:

  • четырёхдольные («4/4», «4/2» и редко «4/8»);
  • шестидольные («6/4», «6/8» и редко «6/16»);
  • девятидольные («9/8» и редко «9/4» и «9/16»);
  • двенадцатидольные («12/8» и редко «12/16»).

Можно использовать и другие размеры, строгих правил по этому поводу не существует. Однако людям будет сложнее воспринимать такую музыку, к тому же написать её и сыграть тоже будет сложнее.

Исторический очерк

Термин «такт» (лат. tactus) впервые отмечается в трактате Адама Фульдского в 1490 году, где он означает отрезок времени в системе мензуральной ритмики, известный как тактус.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector